Развитие двигательной активности ребенка

Автор: Андреев Е.C., психолог

Как говорилось в предыдущей статье (http://cvr-dzerzhinets.ru/news/10193) помимо развития речи и умственных способностей ребенка важным аспектом является и улучшение его физической формы. Помимо развития мелкой моторики, родителям необходимо уделять внимание и развитию общей двигательной активности малыша. С одной стороны, важно отслеживать соответствие двигательной активности возрастному периоду ребенка, с другой – стимулировать развитие этой активности. Поэтому родителям нужно знать, какая двигательная активность должна быть у малыша в определенном возрасте и как можно стимулировать ее развитие.

         У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, не координированными изолированными движениями. Двигательная активность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным). Поэтому важно помогать малышу развивать эти анализаторы с самого раннего возраста.

Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5-2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5-3 месяца развиваются движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев переворачивается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе, все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища; к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния.

В возрасте от 6 до 8 месяцев благодаря развитию мышц туловища и таза ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается, к 4 годам она достигает 40 см, но шаги все еще неравномерные. От 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.

В возрасте 4-5 лет в связи с развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыжки, катание на коньках, плавание, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети могут рисовать, играть на музыкальных инструментах. Однако дошкольники и младшие школьники в связи с несовершенством механизмов регуляции трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспроизведением заданных усилий.

К 12-14 годам происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако некоторые наблюдения показывают ухудшение координации движений у подростков, что связывается с морфофункциональными преобразованиями в период полового созревания. С половым созреванием связано и снижение выносливости в скоростном беге у 14-15-летних подростков, хотя скорость бега к этому возрасту существенно возрастает.

По мере роста ребенка развивается и такое движение, как прыжок. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрывают ног от почвы, и их движения сводятся к приседаниям и выпрямлениям тела. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6-7 лет наблюдается координация нижних конечностей при прыжке. Наряду с совершенствованием координации движений при осуществлении прыжка растет его дальность. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек – до 12-13 лет. После 13 лет разница в прыжках в длину в зависимости от пола становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту эта разница проявляется уже с 11 лет.

Без обучения и тренировки сами по себе никогда не возникнут, не образуются такие навыки и умения, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, танцевальные движения, вертикальные рабочие позы, не говоря уже о высоком искусстве управления движениями, которое имеет место в результате занятий такими видами спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки с трамплина, водное поло, баскетбол и др.

26 ноября, 2018

Другие новости.

  • Preview

    "Декада здоровья"

  • Preview 16.01.2017

    Открытое пространство вдохновляет творить

    Обучающий тренинг для творческой молодёжи состоялся в центре «Дзержинец» 16 января. На мероприятии участники познакомились с технологией организации рабочего пространства «Open Space».

  • Preview nheg skqp1a

    СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 6 ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ С ВОЛОНТЁРАМИ

  • Preview 12345

    "Воспитание толерантности у детей"

  • Preview hueaoycwchi

    Внедряем социодраму!

  • Preview 4

    Отчетный концерт танцевальной студии "Зоренька"

Последние новости

Здравствуй, здравствуй, Новый Год!

далее...

Новый год «Наоборот»

далее...

Профилактика ДТП среди несовершеннолетних

далее...

Школа социальной активности

далее...

К вопросу о деструктивной активности несовершеннолетних

далее...