Ребенок не хочет учиться - что делать?

Авторы: Колотовкина О. А., руководитель психологической службы

Рудзей И.И., студент-психолог

Сегодня мы с вами рассмотрим проблему мотивации к учебной деятельности в школе. Выбор темы обусловлен всё более частыми проблемами в интересе нынешних учеников к получению знаний и к учебному процессу в общем. Для начала стоит обозначить, что же такое мотивация. Согласно большому энциклопедическому словарю, мотивации - активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

У детей в разное время жизни и прохождения классов может пропадать или изначально отсутствовать мотивация к обучению по различным причинам.

Родители могут мотивировать ребенка негативно – отказывая в развлечениях, сладком или любимых занятиях, а также позитивно – обещая что-то купить, сходить в интересное место или просто поощряя денежно. Но всё это далеко не всегда эффективно и приучает ребенка только к мотивации извне. Психолог Альфи Кон в своей книге «Наказание наградой» предостерегает родителей и даже учителей от такого вида поощрений, вплоть до указывания на лучших учеников и выделения их как определенного элитного круга, так как остальные ученики чувствуют себя ущемленными и неспособными к хорошему обучению.

Так, в соответствии с исследованиями С. Л Рубинштейна, мотивы можно поделить на внешние и внутренние:

- внешние – не связанные напрямую с деятельностью, которую они стимулируют, то есть, когда действия осуществляются из-за обязанности, ради достижения каких-либо сторонних целей, определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

- внутренние – непосредственно связанные с учебной деятельностью, то есть интерес к процессу, интерес к результату, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Очень важно развить именно внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок мог самостоятельно ориентироваться в обучении и понимать, что ему нужно делать и почему. Для понимания ребенка и развития его мотивации изнутри необходимо немного отвлечься от своих забот и помочь ему, а именно:

1. Помнить, что познавательная мотивация возникает у ребенка до начала школьного обучения и проявляется в интересе к тому, как устроен мир, в вопросах – «почемучках». И родители могут развивать эту мотивацию:  отвечать на вопросы ребёнка, стимулируя усиление интереса к получению знаний о мире, через  совместную, собственную познавательную деятельность, куда включен и ребенок.

2. Необходимо ­­поддерживать увлечения ребенка, ведь именно через них лежит самый быстрый путь к внутренней познавательной мотивации ребенка. Занимаясь любимым делом, ребёнок получает важный опыт деятельности, которая соответствует его интересам и склонностям, что помогает выработать здоровое отношение к профессиональной деятельности в будущем, а также дает возможность быть успешным прямо сейчас. Лучше всего записывать ребенка на интересующие его секции, обсуждать его занятия, что ему нравится, а что – нет.

3. Не стоит слишком бурно реагировать на плохие оценки, ведь после такой реакции ребенок будет бояться делиться результатами со своими близкими и может замкнуться в себе. Зачастую давление при обучении предметам, которые изначально не получаются и неинтересны, может создать такую ситуацию, когда ребенок учится по такому предмету лучше, чем по тем, которые ему действительно нравятся и может создать «эффект подмены» для родителей при определении будущего для их ребенка. Необходимо спокойно обсудить, с чем связана плохая оценка, как можно этого избежать и что нужно подтянуть, чтобы оценки стали лучше.

4. Большое влияние оказывает и окружение. В связи с этим нужно аккуратно поинтересоваться, какая атмосфера в классе, с кем общается ребенок. Возможно, сама атмосфера в классе не располагает к успешной учебе. Когда есть шумные ученики, уроки постоянно срываются, невозможно получать знания в достаточном объеме. Может случиться и такое, что ребенка дразнят и задирают, что может сказываться и на учебе. Необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителями, беседовать с другими родителями и своим ребенком, тогда ситуация будет проясняться, исходя из этого, можно предпринимать конкретные действия.

Также можно создать окружение самостоятельно – записав в кружки, секции, общественные организации и клубы, ведь, если большинство друзей хорошо учиться и позитивно относиться к обучению, по закону социальной психологии и сам ребенок не захочет от них отставать и втянется в процесс.

5. Также необходимо адекватно оценивать нагрузку ребенка, ведь отсутствие мотивации и ее снижение вполне может объясняться тем, что ребенок не успевает отдыхать и чувствует себя перегруженным. С такой ситуацией необходимо обязательно разбираться, ведь это может довести и до нервного срыва. Нужно обсудить со своим ребенком, что его тяготит, с чем не справляется и, возможно, снизить уровень требований, отказаться от дополнительной занятости, чтобы соблюдать баланс между занятостью и отдыхом.

Таким образом, для того, чтобы ребенок не закрывался и не терял интерес к обучению, необходимо с ним общаться и вставать на его место, находя точки соприкосновений и помогая разобраться с проблемами и тяготами, которые несет школьная жизнь.

26 ноября, 2018

Другие новости.

  • Preview 01 1 770x439 c

    Американский футбол силами волонтеров

  • Preview 2 6

    Если ваш ребенок не хочет в школу: формы школьного буллинга.

  • Preview                  1

    Современные технологии помогают в работе с молодыми семьями

  • Preview djf32pqz7wg

    ФЕСТИВАЛЬ «Friend_Fest» стартует вновь в последний день лета!

  • Preview balloon 154183 960 720

    Легко ли стать Волонтером как кажется?

  • Preview dsc 8976

    Старшеклассники школы №94 посетили экскурсию в Тюменской областной Думе

    Отдел молодежных инициатив Центра внешкольной работы «Дзержинец» организовал экскурсию в Тюменскую областную Думу старшеклассников школы №94. Встреча состоялась в рамках Элективного курса для общеобразовательных учреждений «Школа гражданской активности». Представленный курс разработан для развития направления «гражданская инициатива» Российского движения школьников.

Последние новости

Эффективный тайм-менеджмент

далее...

Мечты сбываются, если над ними работать!

далее...

Дню Победы посвящается…

далее...

«Профилактика идей экстремизма в сети Интернет».

далее...

Весенний ветер дружбы

далее...