Возрастная периодизация психосоциального развития личности по Э. Эриксону

Психологи:  Горбунова Н.В.

  Колотовкина О.А.

Данная статья открывает цикл публикаций, посвященных этапам взросления и возрастного развития детей. В последующем будут рассмотрены более подробно каждый из периодов – их задачи и кризисы.

Американский психолог, представитель эго-психологии Эрик Эриксон рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. По мнению Эриксона особенности становления личности зависят от многих факторов в том числе экономического и культурного уровня развития общества, особенностей исторического контекста. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе развития и воспитания.

Если этапы взросления обусловлены биологически, то содержание развития личности определяется тем, что существующее общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных этапах.

Стадии созревания проходят последовательно друг за другом и на каждой из них индивид приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды.

Таким образом происходит постепенное становление личностной идентичности, которое завершается к 17-20 годам. Становление личности происходит в ходе ее включения в различные социальные общности.

Идентичность позволяет индивиду принимать все разнообразие возможных сложившихся отношений с окружающим миром, определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Сложившаяся идентичность является условием психологического здоровья индивида. Если этого не происходит, то человек может ощущать себя потерянным, не находить своего места в обществе.

Для того чтобы сформировать собственную идентичности ребенок сначала должен пройти ряд идентификаций - отожествление себя с родителями, мальчиками или девочками и т.д.

Также неотъемлемой и важной частью взросления является проживание кризисов. Кризисы присущи всем возрастным стадиям и являют собой моменты выбора между прогрессом и регрессом.

Как уже было сказано выше в каждом определенном возрасте проявляется личностное качество, которое определяет отношение человека к миру. И в зависимости от результатов прохождения кризисов оно может вызывать либо прогрессивные либо отрицательные сдвиги (регресс) в развитии.

Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем прогрессивное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности:

1. Младенчество (0-1 год)

2. Раннее детство (1-3 лет)

3. Детство (3-6 лет)

4. Школьный возраст (6-12 лет)

5. Отрочество и юность (12-20 лет)

6. Ранняя зрелость (20-25 лет)

7. Средний возраст (25-65 лет)

8. Поздняя зрелость (после 65 лет)

Подростковый возраст и юность (5 стадия) являются периодом самого глубоко кризиса, по мнению автора. Так как именно в этот период большой жизненно пути (детство) завершается и приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.

В случаях же, когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.    

Таким образом возрастная периодизация психосоциального развития по Э. Эриксону дает возможность идентифицировать период жизни человека, когда проблема возникла, четко понимать задачи каждого возраста и критические периоды для развития тех или иных качеств, видеть развитие ребенка как единый процесс.

 

 

29 января, 2019

Другие новости.

  • Preview      02.12.2015

    «Моя мама - лучшая на свете!»

  • Preview dhhbq30t09a

    Информационный стресс и его профилактика

    Научно-популярная статья

  • Preview            1

    Виды конфликтов

    Цикл статей по конфликтологии.

  • Preview         5

    Профилактика краж и воровства в торговых центрах

  • Preview 333612 e882f895d4294677ad157aa003a5710b

    Соревнования по настольному теннису для всей семьи!

  • Preview dsc03262

    Мастер-класс по квиллингу

Последние новости

Не дайте перегореть своей команде

далее...

«Я б в строители пошел. Пусть меня научат»

далее...

Как воспитать позитивных детей в негативном мире.

далее...

Как защитить себя от мороза

6+ ПАМЯТКА для школьников

далее...

Безопасность детей в зимний период

18+ Памятка родителям

далее...