Возрастная периодизация психосоциального развития личности по Э. Эриксону

Психологи:  Горбунова Н.В.

  Колотовкина О.А.

Данная статья открывает цикл публикаций, посвященных этапам взросления и возрастного развития детей. В последующем будут рассмотрены более подробно каждый из периодов – их задачи и кризисы.

Американский психолог, представитель эго-психологии Эрик Эриксон рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. По мнению Эриксона особенности становления личности зависят от многих факторов в том числе экономического и культурного уровня развития общества, особенностей исторического контекста. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе развития и воспитания.

Если этапы взросления обусловлены биологически, то содержание развития личности определяется тем, что существующее общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных этапах.

Стадии созревания проходят последовательно друг за другом и на каждой из них индивид приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды.

Таким образом происходит постепенное становление личностной идентичности, которое завершается к 17-20 годам. Становление личности происходит в ходе ее включения в различные социальные общности.

Идентичность позволяет индивиду принимать все разнообразие возможных сложившихся отношений с окружающим миром, определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Сложившаяся идентичность является условием психологического здоровья индивида. Если этого не происходит, то человек может ощущать себя потерянным, не находить своего места в обществе.

Для того чтобы сформировать собственную идентичности ребенок сначала должен пройти ряд идентификаций - отожествление себя с родителями, мальчиками или девочками и т.д.

Также неотъемлемой и важной частью взросления является проживание кризисов. Кризисы присущи всем возрастным стадиям и являют собой моменты выбора между прогрессом и регрессом.

Как уже было сказано выше в каждом определенном возрасте проявляется личностное качество, которое определяет отношение человека к миру. И в зависимости от результатов прохождения кризисов оно может вызывать либо прогрессивные либо отрицательные сдвиги (регресс) в развитии.

Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем прогрессивное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности:

1. Младенчество (0-1 год)

2. Раннее детство (1-3 лет)

3. Детство (3-6 лет)

4. Школьный возраст (6-12 лет)

5. Отрочество и юность (12-20 лет)

6. Ранняя зрелость (20-25 лет)

7. Средний возраст (25-65 лет)

8. Поздняя зрелость (после 65 лет)

Подростковый возраст и юность (5 стадия) являются периодом самого глубоко кризиса, по мнению автора. Так как именно в этот период большой жизненно пути (детство) завершается и приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.

В случаях же, когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.    

Таким образом возрастная периодизация психосоциального развития по Э. Эриксону дает возможность идентифицировать период жизни человека, когда проблема возникла, четко понимать задачи каждого возраста и критические периоды для развития тех или иных качеств, видеть развитие ребенка как единый процесс.

 

 

29 января, 2019

Другие новости.

  • Preview 01 1 770x439 c

    Американский футбол силами волонтеров

  • Preview ujekquzc 7y

    Роль родительских установок и семейных сценариев в психическом здоровье детей

  • Preview                  4

    Профилактическое мероприятие для несовершеннолетних

  • Preview ziv v1vak6y

    Воспитанники МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» города Тюмени побывали в гостях у народов Кавказа и Закавказья

  • Preview o4nqzbymg0s

    Набор волонтеров-наставников объявляется открытым!

  • Preview at5mpnznbhq

    Родительские установки: почему хотим как лучше, а получается, как всегда?

Последние новости

"Дорога в школу" Семейный фестиваль

31 августа 2019 года с 12.00 до 16.00 на Центральной площади состоится семейный фестиваль «Дорога в школу».

далее...

Мысли по поводу наставничества в современных условиях

далее...

Как ребята из Танцевальной студии "Зоренька" проводят летние каникулы.

далее...

Уходы и побеги из дома: причины, профилактика.

далее...

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

далее...