Детское воровство. Психологический аспект проблемы.

Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает , чувствует ребенок , когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее: это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости, реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний , с одной стороны , и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой.

Если говорить о психологическом аспекте проблемы, то психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. 
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

С социальной точки зрения, воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

Причины и мотивы детского воровства
Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство , можно выделить несколько групп:
• Желание владеть чем либо ( чаще всего игрушкой)
• Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
• Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
• Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки. 
Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит , что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
• Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
• Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
• Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
• Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.
Какие ошибки могут совершить родители в такой ситуации?
Воровство , как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
• Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
• Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
• «двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом ( не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
• вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
• Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.

Как общаться с ребенком в такой ситуации?
• Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
• Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
• Не заставлять ребенка , ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
• «Не перегибать палку» в разговоре с ребенком , иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
• Не возвращаться к тому , что было , даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно ( см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
• Никогда не обвинять ребенка в краже, даже , если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.

Специалист по работе с молодёжью, психолог Горбунова Н.В.

29 марта, 2016

Другие новости.

  • Preview

    Как защитить себя от мороза

    6+ ПАМЯТКА для школьников

  • Preview jjuf9v3pg84

    Турнир по мини-футболу

  • Preview 1

    Один день в экополисе: подростки и педагоги Башни посетили этнофестиваль «Небо и земля»

  • Preview kelly sikkema jr61khawkek unsplash

    ДАЙДЖЕСТ для НКО за июль

    Подборка выдержек для НКО из различных новостных источников.

  • Preview o0fkpfwwr8a

    Тёплые коты октября

  • Preview 6wbll6q drg

    Первое занятие в рамках обучения Волонтеров

Последние новости

Продолжая побеждать

далее...

Завершая круг

далее...

Учимся любить и заботиться о других

далее...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЁНКЕ ИЗ-ЗА ВНЕШНИХ ПРОБЛЕМ?

далее...

Стихи, рожденные войной...

далее...