Лайфхаки для наставников

Кто такой наставник?

Наставник – это человек, передающий знания, опыт и навыки.

Подразумеваются все процессы, которые способствуют развитию и полному раскрытию потенциала ребёнка. Основные элементы системы развития детей – обучение, наставничество, приобретение опыта. Наставник является компетентным специалистом, который помогает детям адаптироваться в социуме, способствует их развитию, участвует в оценке результатов их деятельности.

Наставник направляет, а не заставляет.

Первая встреча

Для того, чтобы первая встреча прошла успешно, необходимо провести опрос ответственных за подростков.   

Для оценки эффективности системы наставничества и работы конкретных наставников применяются опросы разных видов:

целенаправленные — позволяют определить степень удовлетворенности системой наставничества, и в частности, работой наставников;

более общие – с инкорпорированными вопросами о наставничестве;

обзоры удовлетворенности и вовлеченности, «оценка 360 градусов».

Эффективность работы наставника с подростком объективно оценить довольно сложно.      

Среди формальных критериев можно выделить - число встреч с подростком, своевременное заполнение оценочных форм. Поскольку формальные показатели дают очень мало для оценки качества работы с подростком, существуют также и косвенные показатели оценки. К ним относятся следующие: насколько успешно подросток адаптировался в сообществе; насколько ответственно подходит к выполнению своих обязанностей; как ведет себя в школе и в обществе; как общается с родителями и пр.

Успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки. Большое значение имеют личные качества и мотивация самого наставника.

Как найти контакт

Представим - ваш друг жалуется на то, что у него ничего не ладится в учебе.

Или он пошёл учиться на дорогие курсы, но разочаровался и думает, что зря потратил время и деньги.

 Хочется помочь человеку, но как? Дать совет или просто посочувствовать? Есть такой способ — задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Казалось бы, что тут сложного и нового - задавать вопросы? На самом деле эту практику как раз и называют наставничеством.

Наставник не даёт оценку личности, только поведению. Он не говорит, что подопечный злой.  Он говорит, как ведет себя подопечный. Если наставник видит неправильное поведение, он обращает внимание подопечного на это: «Я вижу, что ты не хочешь этого делать. Расскажи, почему?». Наставник не пытается навязать свои решения, не считает себя правым. Он помогает выбрать вариант, который лучше всего подойдет самому человеку, а не наставнику. Например, ученик зашёл в тупик. Наставник мог бы сказать: «Да тут же всё просто, вот делай так и так. Почему ты не делаешь, как я сказал?» Но такой подход скорее приведёт к тому, что ученик замкнется в себе или не захочет больше общаться с наставником. В подобной ситуации лучше не предлагать готовые решения, а задавать вопросы: «Что вызывает трудности? Как, на твой взгляд, нужно решать эту задачу? Где ты можешь найти решение?» Наставник не делает за учеников их работу. Его миссия — научить мыслить самостоятельно и уметь разобраться в любой ситуации. Поэтому он не даёт готовых решений, а задаёт наводящие вопросы и рассказывает о том, как он сам действовал в подобных ситуациях. Необходимо отслеживать желание  сразу подвергнуть подопечного критике. Критика — нормальная реакция человека на то, что ему кажется неправильным. Но такая обратная связь травмирует других людей и портит отношения. Отказаться от критики в один момент трудно, поэтому сначала заведите привычку отслеживать желание критиковать. Схема такая: поймали себя на желании критиковать → спросите себя о причинах → попытайтесь понять, чего хотите этим добиться.

Наставничество — удивительный опыт, безусловно, меняющий жизнь не только подростка, но и взрослого. Конечно, кроме радостей и приятных открытий на этом пути будут и сложности, поэтому наставник должен быть эмоционально устойчив, сохранять адекватность в непростых ситуациях, уметь адаптироваться к ним и отлично контролировать свои эмоции. Спокойный и уверенный, он опора и пример не только для подростка, но и для его родителей, которым он сможет при необходимости донести: к наставнику ревновать не нужно, он не заменяет семью и не ставит под вопрос её авторитет, а, наоборот, прямо или косвенно способствует нормализации отношений подростка с родителями.

 

Специалист по работе с молодежью Верховцева М.С.

27 марта, 2020

Другие новости.

  • Preview 20180809 130020 resized

    Лето, проведенное с пользой.

  • Preview volleyball

    Соревнования по парковому волейболу, посвященному Дню победы в Великой Отечественной войне

  • Preview

    «От героев былых времён Не осталось порой имён…»

  • Preview 12345

    Уходы и побеги из дома: причины, профилактика.

  • Preview

    В Центре«Дзержинец» подростки учатся общаться творчески!

  • Preview 1507092802 519

    «Национальная экологическая премия имени В.И. Вернадского»

    О конкурсе на почетную экологическую награду «Национальная экологическая премия имени В.И. Вернадского»

Последние новости

Анкетирование

далее...

Деятельность ресурсного центра для НКО

В сборник этого года вошло 30 лучших проектов активистов, представителей НКО, добровольческих объединений, специалистов сферы молодёжной политики и членов Молодёжной Администрации Тюмени...

далее...

Безопасные игры зимой

Зима – замечательное, удивительное время года, которое очень любят дети. Сделать его безопасным – задача взрослых, посильная каждому из них.

далее...

ИНТЕРНЕТ В ПОМОЩЬ

далее...

Накануне Дня неизвестного солдата активисты РДШ посетят спектакль "60 ударов сердца"

В преддверии памятной даты Дня неизвестного солдата активисты Российского движения школьников из 8 школ Тюмени посетят военно-патриотический пластический спектакль "60 ударов сердца"

далее...