Самоповреждения у подростков: зачем они себе вредят?

Самоповреждающее поведение (далее СП)  широко распространено в подростковой среде. Сложность изучения данного явления заключается в том, что часто акты повреждения утаиваются, а сами подростки могут быть внешне социально благополучны. 

Наиболее распространенным является понимание СП как социально неодобряемого поведения, связанного с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений, однако не имеющего суицидальной направленности. 

К данному типу относятся и завуалированные формы самоповреждения, как, например, модификации тела и прямые акты в форме самопорезов, прижиганий и более тотальных самоувечий. 

Об этом явлении не очень принято говорить. Для окружающих такое поведение является "глупостью" или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако эта проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.

СП может совершаться под воздействием определенного вида стресса, например после ссоры с родителями, друзьями, конфликтах в школе, проблемах в отношениях с объектом влюбленности. Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.

Особенно распространены следующие причины:

- у подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход.

- эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым.

Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения.

Существует 3 основных теории, которые объясняют, по какой причине такое поведение может повторяться:

Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие.

Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга. Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются основным нашим природным обезболивающим. Благодаря им сильная боль может «притупляться. Кроме того, эти вещества способны вызывать эйфорию. Человек, регулярно наносящий себе травмы, может «подсаживаться» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того чтобы организм справился с вредными воздействиями среды, этот гормон должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде». Благодаря ему каждое звено и каждый орган начинают работать в «стрессовом режиме» защищая нас от вредностей извне.

Исследования показали, что у части подростков после острой реакции на стресс, которая характеризуется резким подъемом кортизола, как должно быть в норме, уровень этого гормона падает ниже нормы. С одной стороны, это адаптация к постоянному стрессу, с другой - ситуация, когда переработать стресс полностью не удается. Ушибы и порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку справиться с его социальными проблемами.

Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья

2. Перфекционизм подростка и его окружения

3. Влияние друзей

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы

 Типы самоповреждений можно разделить на:

- импульсивное – когда подросток наносит себе повреждение под влиянием сильного наплыва эмоций. Происходит это автоматически, без обдумывания и даже без созревания намерения это сделать

- стереотипное – монотонное нанесение чаще всего ушибов. Такое самоповреждение часто характерно для лиц с умственной отсталостью и тех кто страдает аутизмом различной степени тяжести

- компульсивное – происходящее под воздействием навязчивых мыслей

Кроме того, по силе тяжести самоповреждения могут быть:

Тяжелыми – угрожающими жизни.

Средней тяжести - требующими медицинского вмешательства и лечения.

Легкими – такими, которые не требуют медицинского вмешательства или же такими, где требуется минимальный объем помощи.

Состояния, которые могут привести к нанесению себе повреждений, далеко не всегда бывают связаны с плохо переносимым стрессом.

Наиболее тяжелые раны, типа перерезанного горла и введение швейных иголок в вены, наносят себе подростки, страдающие психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, деперсонализационное расстройство, посттравматический стрессовый синдром, депрессия.

Текст для публикации подготовила психолог Горбунова Н.В. 

Ссылки:

https://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdeniya-u-podrostkov-podhody-k-terap

https://www.b17.ru/article/140674/

https://letidor.ru/psihologiya/samopovrezhdeniya-zachem-sebe-vredyat-podrostki.htm

28 октября, 2020

Другие новости.

  • Preview simon maage tximrx3gc g unsplash

    Победители конкурса проектов для сборника

    Список авторов проектов для сборника «Лучшие проекты в сфере молодёжной политики города Тюмени – 2020»

  • Preview a 6ddece45

    Работа психолога с травмой

  • Preview             1

    Фабрика кухни «Династия» в Дзержинце

  • Preview eshhe den molodezhi 1024x680

    Молодёжная интеллектуальная игра «Выборы президента»

  • Preview j 9bmvhc0da

    Здоровая планета, здоровый ты!

  • Preview ffguguzcu9o

    Групповая психологическая работа

    Приглашение на групповую психологическую работу «Исследование иррациональных установок и поведенческих стереотипов личности в психологической группе личного опыта»

Последние новости

Анкетирование

далее...

Профилактическая беседа "Безопасность в сети"

МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» города Тюмени совместно со специалистом ГАУК ТО "ДНК "Строитель провели профилактическую беседу "Безопасность в сети" с подростками" СОШ №37. Мероприятие было проведено в рамках Международного дня безопасного Интернета.

далее...

Бюджет социального проекта

Грамотное составление бюджета проекта в значительной степени влияет на возможность получения гранта.

далее...

История наставничества

Наставничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

далее...

В праздничные дни в «Городе молодых» прошел День РДШ в формате квартирника

В молодежном центре «Город молодых» прошел квартирник для активистов Российского движения школьников.

далее...