Младший школьный возраст и риск развития асоциального поведения

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность. Но уже утрачивает непосредственность в поведении. Учение для него значимая деятельность и определенный статус. В 7 лет начинается новый возрастной период рождения социального «Я» ребенка. Если кризис 3 лет  связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов, то в 7 лет ребенок осознает себя в мире общественных отношений. Новая роль школьника меняет его самосознание и как следствие начинается переоценка ценностей. Старые интересы и мотивы теряют побудительную силу, а все, что связано с учебой оказывается ценным. Отношения «ребенок-учитель» становятся определяющими, так как через вопросы «Как ты учишься?», «Как дела в школе?» оценивается весь остальной спектр жизнедеятельности ребенка, и впервые данная система отношений выражает для него отношение к нему общества.

Из новообразований можно отметить осознание эмоциональных переживаний. Ребенок дифференцирует внешнюю и внутреннюю жизнь. Появляется смысловая основа поступка. Это интеллектуальный момент, позволяющий адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому утрачивается детская непосредственность и импульсивность. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, может скрывать свои переживания, пытается не показывать свое настроение. Хотя на протяжении этого возраста будут еще сохранятся открытость, стремление выплеснуть эмоции. Проявлениями кризиса могут быть манерность, капризность, конфликтность. Доминирующей функцией становится мышление. Наглядно-образное переходит к словесно-логическому. Важно в этом возрасте развивать умение наблюдать, память, внимание. Успешная учеба, осознание своих способностей приводит к становлению чувства компетентности. Это главное новообразование младшего школьного возраста.

И все бы хорошо, но отклонения в поведении могут возникнуть и в этом нежном возрасте. Поэтому большое значение имеют такие факторы, способствующие снижению риска появления асоциальных форм поведения, как хорошая адаптивность к школьным условиям, успешность в учебной деятельности, организованный досуг, инициативность и ответственность ребенка.

Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем, низкий статус в классе приводят к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита оборачивается агрессией, протестом. Психоактивные вещества выступают как запретный  и неизвестный мир, вызывая любопытство. Вместе с тем следует отметить, что дети этого возраста чаще всего не знают о последствиях употребления наркотиков.

Немаловажным фактором приобщения к психоактивным веществам может стать и то обстоятельство, что детям младшего школьного возраста присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется наиболее привлекательным.

Кроме того, воспитание в алкоголезависимой семье может привести к формированию у ребенка различных психогенных нарушений, что, в свою очередь, может способствовать приобщению ребенка к алкоголю и наркотикам.

Исходя из задач профилактики, можно говорить о нескольких важных направлениях работы.

Необходимо формировать эмоциональную сферу ребенка.
Создавать условия для того, чтобы ребенок испытывал стабильное положительное самочувствие в школе, сохранял желание посещать занятия, не смотря на трудности. Вольтер: «Не бывает великих дел без великих препятствий. Препятствие – это новая возможность, шанс!»
Важна возможность компенсировать имеющиеся дефициты, в том числе и в познавательной сфере.
Нужно содействовать формированию ресурсов, необходимых для развития самостоятельности, ответственности, инициативности ребенка и адекватной самооценки.
Необходимо хорошо продумать и организовать досуговую деятельность, стимулировать участие ребенка в общественной жизни.
Повышать самооценку ребенка. Давать ему право на ошибку. Как говорила Мэри Поппинс: «Не стыдно упасть в яму, стыдно из нее не выбраться»
Формировать ценность собственной жизни, здоровья, осознанное негативное отношение к психоактивным веществам

Основные методы профилактического воздействия для младших школьников: арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, работа в малых группах.

«Дети воруют не вещи, не деньги – дети воруют недоданную любовь» - В. Леви.

И главное! Оскар Уайльд: «Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым»

Автор: Прокопенко Г.В.

13 мая, 2016

Другие новости.

  • Preview

    Беседа №6 «Театральный этикет для самых маленьких»

  • Preview psychology 300x340

    Психологическая безопасность подростков

  • Preview                                                                                              1

    Моя муза из арбуза

  • Preview kcuxviqqgoo

    Открытая лекция по психологии влияния

  • Preview qkh07noeiws

    Весенняя Неделя Добра в Тюмени.

  • Preview jon flobrant c2pvo6doory unsplash

    Роли социального работника

Последние новости

Кто такой аниматор?

далее...

конкурсная интернет-игра «Молодежный квест»

далее...

Патриотизм и современная молодежь

далее...

Кубок "Дружбы народов" победил в конкурсе президентских грантов

Социальный проект «Кубок «Дружбы народов» был поддержан независимой комиссией и совсем скоро начнется его реализация

далее...

Международный день памяти жертв холокоста.

далее...