Логические игры как форма работы с трудными подростками

Бешенцева Д., Бутакова А.

 

Нужно ли детям, находящимся в социально-опасном положении, подросткам из неблагополучных семей интеллектуальное воспитание? На сколько для них это может быть актуальным в реалиях их жизни? Здесь не идет речь о воспитании нравственных и моральных норм, которые конечно необходимо прививать любому ребенку, мы говорим о развитии познавательных способностей, формировании эрудиции и логики. Зачастую, ребята данной категории имеют низкую успеваемость в школе, проблемы с усвоением учебного материала, ну и конечно, отсутствие интереса к школьным урокам. Причины разные – педагогическая запущенность, проблемы с психическим здоровьем, отсутствие взаимопонимания с педагогами и одноклассниками, отсутствие позитивных целей и примеров, возможности дальнейшего обучения на бесплатной основе по многим интересующим их профессиям. Низкий уровень интеллектуальных способностей как правило является характерной чертой большей части таких детей. Им трудно, не хватает силы воли чтобы подумать и что-то сделать самому. Им не интересно.

Но если создать иные условия для того, чтобы эти способности развились? Сможет ли «трудный» ребенок и подросток увлечься, заинтересоваться и начать воспринимать и анализировать информацию так, как не мог этого на уроке?

Определенный стимул, другая среда и поддержка старшего наставника могут сыграть свою роль в интеллектуальном воспитании. Роль специалиста-наставника – создать среду, придумать стимул и предложить свою помощь подопечному, когда он столкнется с первыми трудностями.

Ребята, подопечные ЦВР «Дзержинец» регулярно посещают вместе с наставниками различные мероприятия, направленные в том числе на развитие эрудиции. Это могут быть не только информационные мероприятия в формате лекций и экскурсий, но и квест. Последний интересен и полезен тем, что дает возможность подросткам самим проявить активность, а не быть пассивными слушателями, показать свои способности. В конце января подростки из ЦВР «Дзержинец» посетили квест в Областной научной библиотеке на тему «Великие географические открытия»: поделившись на группы и выбрав капитанов команд ребята проявили свои способности запоминать и анализировать факты, ориентироваться в географических контурных картах, сами наставники были приятно удивлены как их подопечные, пропускающие школьные занятия и не интересующиеся учебным материалом выдают правильные ответы. Подростки не проявили протеста на даваемые им задания из школьной программы, адекватно восприняли необходимость их выполнения, не задевали друг друга, а действительно, старались запоминать и отвечать, чтобы выиграть квест. Почему? Потому что им была предоставлена ситуация успеха, здорового равноценного соперничества друг с другом, была интересна подача материала и предложена помощь наставников.

В связи с этим у педагогов-наставников ЦВР «Дзержинец» возникла идея создать группу, в будущем команду, из своих подопечных подростков, которые могут принимать участие в мероприятиях интеллектуальной направленности, например, в каких-то логических викторинах, играх и прочее.

 Специалисты Центра ставят сложную цель - помочь подростку воспитать в себе творческую личность, исследователя окружающего мира, открывателя нового. Это планируется достичь посредством создания интеллектуально насыщенной, эмоционально благоприятной среды, способствующей эффективному развитию ребят.

Мощным стимулирующим, организующим и развивающим средством представляется игра. Поиск нового в рамках командного соревнования, ситуация успеха, создание искусственного дефицита времени — все это необычайно активизирует подростков в условиях равной борьбы с такими же «трудными» ребятами, а не в неравной борьбе с «одарёнными» сытыми, довольными жизнью подростками, с которым ребята видят различия в повседневной жизни.

Многие ученые и практики, работающие с детьми в русле решения ими занимательных интеллектуальных задач, исследующие механизмы принятия решений, отмечают важность создания особой обучающей и воспитывающей среды, далеко не всегда связанной с системой формального образования, но, скорее наоборот, вынесенной за ее пределы, работающей в рамках внеурочной деятельности, особенной среды для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Специалисты планируют руководствоваться некоторыми механизмами, призванными сделать процесс воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения наиболее эффективным: поощрение творчества; переход от простого к сложному (для того что бы в дальнейшем подростки могли соревноваться с детьми, которые хорошо осваивают школьную программу); свобода и вариативность в поиске решения.

С чего мы решили начать? С участия в разовых досуговых мероприятиях, в упражнениях на развитие логики в рамках ежедневных досуговых студий , формирования понятий об ассоциациях в процессе работы с образами через метафорические карты и игры. 

Существуют многочисленные квизы, интеллект-шоу, медиа-викторины, которые, в том числе благодаря использованию проектора и акустических систем, позволяют зрелищно и полезно разнообразить досуг детей, а также стать хорошим подспорьем для специалиста в его работе с детьми.  Такие мероприятия могут проводиться по формату популярных программ «Что?Где?Когда?», «Своя игра», «Где логика». Пожелайте нам удачи!

17 февраля, 2021

Другие новости.

  • Preview dane deaner 272368 unsplash

    Как прокачать в себе лидера

  • Preview cf8e8f6d3cc5556cc4bcdb9bffb78a77

    Волонтеры Тюмени отметят «Час Земли»!

  • Preview zyuanvsedtm

    Как привить ребенку любовь к чтению

  • Preview i4huptktzik

    Родителям и детям о справедливости в отношениях

  • Preview xkwb1q7hxvg

    Стартует акция "Поздравительная открытка"

  • Preview 1

    В ЦВР «Дзержинец» прошёл мастер-класс по военно-историческому моделированию

Последние новости

Кто такой аниматор?

далее...

конкурсная интернет-игра «Молодежный квест»

далее...

Патриотизм и современная молодежь

далее...

Кубок "Дружбы народов" победил в конкурсе президентских грантов

Социальный проект «Кубок «Дружбы народов» был поддержан независимой комиссией и совсем скоро начнется его реализация

далее...

Международный день памяти жертв холокоста.

далее...