Родителям и детям о справедливости в отношениях

Татьяна Микулина

Справедливость интересует людей с античного времени и по настоящий момент. В различные исторические периоды вопрос о справедливости в обществе стоял остро или менее остро. Это обусловлено неоднозначностью определения «справедливости», данное понятие чаще используется в контексте этических, правовых и экономических отношений. Однако есть место ему и в отношениях межличностных. В частности между родителями и детьми, особенно подростками.

Проблема отцов и детей вечная и всегда острая. С древних времен отношения детей и родителей четко регламентированы и представлены в основных документах государства (Русская правда Владимира Мономаха, Домострой, Соборное уложение и т.д.): «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии», «Како дети учити и страхом спасати», «Како детям отца и мати любити и беречи, и повиноваться им, и покоити их во всем». Воля родителей в распоряжении жизнью ребенка была превыше всего – законом («отец велел», «ослушаться отца нельзя», «как же ты против воли родительской пойдешь»). Конечно, часто дети считали несправедливыми решения родителей, поскольку их мнение не учитывалось, но лишь немногие решались ослушаться и принять решение жить по-своему.

В советский период со сменой идеологии изменились и представления о воспитательной функции семьи. Человека стали воспитывать как полезного обществу, а не только семье, стало учитываться мнение ребенка, в построении своего будущего, появилось больше возможностей для самореализации. В этот период семейные устои пошатнулись, дети все чаще шли против воли родителей, родителям, все чаще приходилось объяснять свое поведение не просто проявлением своей воли, а желанием «сделать как лучше», потому что «мы лучше знаем как нужно».

После распада Советского союза идеология страны разрушилась и были потеряны воспитательные ориентиры семьи, стало не понятно, что «правильно», а что «неправильно» в первую очередь взрослым. Современная проблема воспитания состоит в том, что эти ориентиры так и не найдены. В условиях отсутствия идеологии в стране, отсутствует идеология в семье.

На уровне проблемы отцов и детей, дети борются с представлениями родителей о жизни, о благосостоянии, о любви. Нередко эта борьба приводит к конфликтам, в которых ключевым и невидимым является представление каждого о справедливом отношении. На словах это звучит как «правильно или неправильно» поступает та или иная сторона. Именно это пытаются уточнить и понять для себя и разъяснить оппоненту конфликтующие стороны, когда обращаются за помощью к специалистам.

Стоит сказать о том, что русская этимология слова «справедливость» включает в себя, как одно из первых значений, слово «правильный», в смысле «сделанный по правде, по закону». Согласно психологии семейных отношений в каждой семье должен быть свод правил, по которым эта семья живет. Поэтому «справедливо» - «правильно» в каждой семье будет в соответствии с теми правилами, которые существуют в этой семье. Однако, представленная в научной литературе, практика семейных психологов дает повод сделать вывод о том, что не во всех семьях эти правила есть, либо они не проговорены вслух, не донесены до каждого члена семьи, и действуют по умолчанию.

Часто дети и их родители не слышат друг друга в спорах по житейским вопросам, как говорится «говорят на разных языках», но если прислушаться к тому, о чем они говорят, становится ясным, что они говорят об одном, о любви, только разными словами это объясняют. В процессе разбора сложных ситуаций выясняется, что для родителей их любовь – это забота, содержание, волнение за ребенка, способы ее проявления – это «работаю день и ночь», запреты на дружбу с «плохой компанией», спрос за учебу, контроль за внешним видом. Любовь детей к родителям – это уважение, послушание, способы проявления – это хорошая учеба, безропотное выполнение требований, выполнение всех заданий по хозяйству (зачастую к хозяйственным делам до подросткового возраста не приучали, а в подростковом возрасте начинают требовать, объясняя тем, что «он/она же уже взрослый/ая»).

В свою очередь для подростков любовь родителей к ним – это понимание, принятие, доверие, способы проявления – искренний интерес к делам, проблемам, поддержка в сложных ситуациях как в школе, так и с друзьями или противоположным полом, помощь в поиске выхода из спорных ситуаций, а не оголтелая защита от окружающих, отсутствие сравнения с другими детьми. Любовь детей к родителям – это «не расстраивать», «не причинять боль», «не создавать проблем», способы проявления – это стараться учиться хорошо, решать свои проблемы самостоятельно, меньше рассказывать о себе («это мои дела»).

Итак, представления о том, что такое любовь друг к другу у детей и родителей разные. В состоянии конфликта люди чаще всего не догадываются поделиться своими представлениями, а не оправданные ожидания вызывают чувство обиды, которое заставляет людей замыкаться в себе. И до специалиста доходят конфликтующие стороны со своими представлениями, ожиданиями, накопившейся обидой, которые давно не разговаривают, а часто ругаются, но не слышат друг друга.

Вот тут и возникает точка соприкосновения для решения конфликта между самыми близкими людьми. Прояснение этих представлений для себя участниками взаимодействия это шаг на пути к восстановлению справедливости во взаимодействии и далее к восстановлению нарушенных отношений.

12 марта, 2021

Другие новости.

  • Preview eng tree full col 0

    Проект "Гениальная уборка"

  • Preview 594 3

    Новые идеи: Творческий тандем наставников и подростков

  • Preview 1

    Мастер-класс по изготовлению символа 2017 года

  • Preview skkhrztp ao

    Масленица с наставником!

  • Preview 25

    «Всероссийская база образовательного потенциала субъектов РФ – 2021»

  • Preview 1

    Не выходя из школы !!!

    Театр пластики и дизайна набирает всех желающих с 7 лет и старше

Последние новости

Продолжая побеждать

далее...

Завершая круг

далее...

Учимся любить и заботиться о других

далее...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЁНКЕ ИЗ-ЗА ВНЕШНИХ ПРОБЛЕМ?

далее...

Стихи, рожденные войной...

далее...