Маркеры детского и подросткового неблагополучия

Истиной является утверждение, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Это же утверждение справедливо и по отношению к различным видам детского и подросткового неблагополучия, таким, как: психосоматические расстройства, девиантное поведение: правонарушения, агрессивное и аутограссивное поведение, которое в своей крайне форме проявляется в суициде.

Как ни покажется кому-то странным, но психосоматические расстройства, и такие виды девиантного поведения как аутоагрессия и собственно суицид, имеют один и тот же механизм, а так же часто одни и те же причины. Этот механизм называется ретрофлексией – обращением энергии невыраженных эмоций с внешнего адресата на себя. Т.е. другими словами, эмоции, - чаше всего негативные: гнев, раздражение, и пр., -изначально предназначенные кому-то другому, блокируется на границе реализации, не высказываются, не проявляются, подавляются – человек «берет себя в руки» - и остаются внутри человека. Но поскольку эмоции – это энергия, а гнев – особенно мощная энергия, - то, оказавшись «запертой» внутри организма, они начинает бить по организму изнутри, разрушать его. Такова общая схема механизма развития психосоматических расстройств.

Что же касается собственно аутоагрессивного поведения подростков, т.е., причинение себе вреда, различные самоповреждения: выдергивание волос, прокалывания, прижигания, порезы тела и т.п., то в этом случае подросток наказывает сам себя за то, что не проявил гнев, злость, агрессию по отношению к кому-то другому; либо же наоборот – проявил агрессию против тех, против кого ее проявлять нельзя, например, родителей. В данном случае срабатывают различные, в том числе противоречивые желания и установки, которые содержаться в нашем подсознании. Подробнее о них можно почитать в других наших статьях, опубликованных на сайте ЦВР «Дзержинец» города Тюмени.

Подводя промежуточные итоги, можем сказать, что:

· когда нет возможности выразить собственную возникшую злость непосредственному объекту переживаний, агрессия перенаправляется либо на доступный или безопасный другой объект, либо на себя.

· Причины аутоагрессивного поведения, разворота вектора агрессии во внутрь, в основном, социальные - невозможность предъявления собственной агрессии прямо, может быть обусловлена недоступностью объекта, осуждением агрессивных действий окружающими людьми, зависимости самого человека от объекта возникшей агрессии. Эта смена вектора агрессии происходит чаще всего неосознанно.

Является очевидным, что крайним случаем аутоагрессивного поведения является суицид. Известный психолог, гештальт-терапевт Ж.М. Робин пишет: «Самоубийство – высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать».

Согласно статистике, наибольшее количество суицидов и их попыток приходится на возраст 13 – 16 лет

Более подробно о причинах подросткового суицида также можно прочитать в наших статья на сайте «Дзержинца». Здесь же приведем только данные статистики по причинам подростковых суицидов и их попыток.

— Отношения с родителями (70%);

— Насилие в семье, конфликты, развод родителей.

— Трудности, связанные со школой (отношения с классом, буллинг, отношения с учителями; школьная нагрузка, требования программ, неуспеваемость).

— Отношения со сверстниками: с друзьями, с любимыми (девушки, юноши);

— Конфлюэнция - отождествление с кумирами; со значимыми людьми («эффект Вертера»).

Суицид в условиях постоянных внутренних и внешних конфликтов видится подростку единственным выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации.

Цель суицида всегда — уход от непрекращающейся душевной боли.

Есть мнение, что в заявлении ребенка о самоубийстве лежит всего лишь манипуляция, что это простое запугивание родителей, и что человек, который действительно хочет покончить с собой, не заявляет об этом, а просто молча идет и делает это. В этом есть большая доля истины, но не вся. Заявление ребенка о самоубийстве может быть криком о помощи, о том, что ему невыносимо плохо, что он нуждается во внимании и заботе родителей, и для него это заявление – последний способ обратить на себя их внимание.

А какова реакция родителей на это? Есть такие, которые могут ударить ребенка за такие слова: он-де оскорбил их как родителей - они для него все, а он им вон как ответил. Есть даже психологи, которые рекомендуют родителям наказывать ребенка ремнем за такие слова. А на самом деле, заявляя о своем самоубийстве, ребенок часто просит помощи, а получив в замен «помощь» ремнем, действительно может вышагнуть из окна. Так что, прежде, чем наказывать ребенка за такие слова, может быть, стоит обратить внимание, почему и зачем он так говорит?

Поскольку болезнь легче предупредить, чем лечить, то закономерно возникает вопрос: а как можно предупредить эмоциональное неблагополучие ребенка (подростка), появление и развитие психосоматических расстройств, аутоагрессивного поведения и его крайнего случая – суицида? Есть ли какие-то симптомы, маркеры, по которым можно предположить, что с ребенком не все в порядке, что его эмоциональное

состояние ведет уже к чему-то нехорошему, что он нуждается в помощи, поддержке?

Такие маркеры есть, и они перечислены ниже:

· Онихофагия (грызение ногтей);

— Трихотилломания (выдергивание волос);

— Порезы, уколы, прижигания тела;

— Частые случаи травматизма;

— Самообвиения, негативные высказывания или мысли о себе;

— Рассуждения о смерти, о самоубийстве;

— Чтение «мрачной» литературы, дневников самоубийц и .п.

— Общение в соц.сетях на тему смерти и суицида; посещение «групп смерти»; поиск информации о способах суицида, повышенный интерес к лекарствам, отравляющим веществам, ядам, газам и пр.

— Одежа черных тонов; рукава, натянутые на кисти рук, капюшоны, надетые глубоко на лицо, закрывающие глаза; волосы, закрывающие лицо, глаза

— Апатичное поведение, опущенная голова, сгорбленность, меланхоличность

— Резкая смена настроения, поведения.

— Прямое предупреждение о суициде.

Несколько слов о таких симптомах, как сосание пальца, раскачивание, выдирание волос. Часто считается, что эти вещи – просто некрасивые привычки, от которых нужно отучить ребенка. Для этого применяются самые

разнообразные «народные» методы. А между тем, в науке эти «привычки» рассматриваются как патологически привычные действия (ППД). Специалисты по детским и подростковым психосоматическим расстройствам отмечают: «Возникновение ППД и их дальнейшая динамика были достаточно типичными для всех детей с сосанием пальца. Как правило, поводом для возникновения данной поведенческой реакции являлся какой-то субъективно значимый момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного жизненного стереотипа (резкое прекращение грудного кормления, тугого пеленания в грудном возрасте, разлука с матерью, госпитализация или поступление в детские ясли, переезд на новую квартиру и т.п.). Лишь в 5 наблюдениях (12,1%) сосание пальца возникло без видимого повода. Как правило же, первое возникновение инстинктивного поведения можно было расценить как непосредственную компенсаторную реакцию, связанную с эмоциональным дискомфортом, вызванным той или иной причиной».

Т.е. говоря простым языком, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, вызванный какими-то причинами, и сосанием пальца (неосознанно) пытается успокоить себя. Так же и раскачивание тела. Так что это не дурные привычки, от которых нужно избавить ребенка, а тот самый маркер, свидетельствующий о эмоциональном неблагополучии ребенка, и важно понять, как причина лежит в основе этого неблагополучия, и устранить ее или хотя бы сгладить.

Другой механизм имеет выдирание волос. В основе этом действия лежит механизм ретрофлексии. Когда ребенок выдирает себе волосы, это означает, что он хочет/хотел выдергивать их кому-то другому. Налицо случай подавленной агрессии, и очень сильной, что так же означает, что у ребенка в жизни не все благополучно. По отношению к кому и по какой причине он испытывает такой гнев? Не бьют ли его в школе? Не слишком ли много требований дома? Не слишком ли строги родители? Все это нуждается

в изучении. Ну, если конечно, родители на самом деле озабочены эмоциональным состоянием и благополучием своего ребенка.

Если какие-то из вышеперечисленных симптомов появились у подростка, то на это стоит обратить более пристальное внимание. Но не нужно сразу тащить ребенка к психологу, тем более – к психиатру. Все перечисленные выше симптомы в той или иной степени свойственны подростковому возрасту, и их присутствие вовсе не обязательно означает, что подросток непременно уже склонен к суициду. Возможно, одежда черных тонов означает, что подросток разделяет какую-либо субкультуру, где принято носить подобную одежду. Колебания настроения – так же естественное явление для подросткового возраста.

И только когда у подростка замечается несколько этих пунктов, и особенно - долгое и устойчивое апатичное поведение, опущенная голова, сгорбленность, меланхоличность; высказывания, что он никому не нужен, что его никто не любит, и что было бы всем лучше, если бы его не было; тем более – прямое предупреждение о суициде, вот здесь уже пора бить тревогу и обратиться к специалистам.

Но и каждый отдельный пункт заслуживает повышенного внимания со стороны родителей, чтобы как можно раньше заметить, не пропустить нарастания количества причин для суицида или психосоматического расстройства.

А понять это можно только при внимательном наблюдении и доверительном разговоре с подростком. Сведение разговора к нравоучениям и «как делам в школе/что получил?», основанных на установке «он/она должен/должна учиться, а все остальное – блажь», ни к чему хорошему не приводит, более того, это может усугубить ситуацию. Для конструктивного и доверительного общения с подростком нужно соблюдать ряд условий:

— Внимательно слушайте ребенка, старайтесь понять, что хочет он вам сказать, особенно, когда он говорит о своих чувствах, взглядах, мнении.

— В разговоре с ребенком поддерживайте ту тему, которая ему близка и интересна.

— Не ругайте, не высмеивайте, не обесценивайте, не давите авторитетом и т.п. НО -

— Проявляйте к ребенку, его чувствам, интересам, увлечениям искренний интерес («... старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела...». Г.Г. Жеглов)

— Интонация важнее слов («...даже "здравствуй" можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека. Даже "сволочь" можно сказать так, что человек растает от удовольствия» Г.Г. Жеглов).

· Общение «на равных»;

— Разговор в «зоне личной компетентности» собеседника;

— Подчеркивание сильных сторон «зоны компетентности» собеседника.

Внимательно слушая человека, мы повышаем его значимость для нас в его собственных глазах.

Желание человека быть услышанным – это проявление потребности быть признанным.

 

Автор:  Плетников В.В., психолог

27 сентября, 2021

Другие новости.

  • Preview 1

    Экстремизм – путь в никуда!

  • Preview

    Круглый стол по вопросам социально-культурной адаптации иностранных граждан в Тюменской области

  • Preview kobxd n8hv8

    ВЫБОР БУДУЩЕГО

  • Preview valuable hr resource

    Семинар-тренинг «Обучение навыкам работы ведущего семейных конференций»

  • Preview 2

    Специалисты Центра «Дзержинец» организовали и провели круглый стол «Профилактика асоциальных явлений в подростково-молодежной среде. Формирование социально безопасного поведения».

  • Preview p 20170323 124043

    "Народные праздники марта".

Последние новости

Кто такой аниматор?

далее...

конкурсная интернет-игра «Молодежный квест»

далее...

КИНОКЛУБ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»

далее...

Кубок "Дружбы народов" победил в конкурсе президентских грантов

Социальный проект «Кубок «Дружбы народов» был поддержан независимой комиссией и совсем скоро начнется его реализация

далее...

Международный день памяти жертв холокоста.

далее...