Речевые ошибки: виды, причины, примеры.

В рамках проведения общеразвивающей программы "Школа аниматора", рассмотрим важную тему для всех, кто собирается заняться организацией событий, быть ведущим, артистом или выбрал для себя другую творческую деятельность. Тема статьи сегодня "Виды речевых ошибок". 

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  • Чтение художественной литературы.
  • Посещение театров, музеев, выставок.
  • Общение с образованными людьми.
  • Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
  • Записаться на полезную программу «Школа Аниматоров» , которая проходит в ЦВР «Дзержинец» города Тюмени, молодежное пространство «Город молодых».

С удовольствием ждем всех, кто желает прокачать свои навыки актерского мастерства и коммуникации.

Ниже можно заглянуть в список полезной литературы, которая помогла при составлении данной статьи.

Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

 

Статью подготовил: Ведущий специалист по работе с молодежью Обухова Татьяна Александровна.

25 октября, 2021

Другие новости.

  • Preview vlupfhoqri0

    Старт проекта "Безопасные каникулы"

  • Preview nekotorye osobennosti prozhivaniya i terapii detskogo gorya.400x300

    Детское горе: как помочь ребёнку пережить потерю близкого

  • Preview biethdsybxk

    Поздравим пенсионера

  • Preview 11

    КИНОКЛУБ ЦВР «ДЗЕРЖИНЕЦ» ПРОДОЛЖАЕТ СВОЮ РАБОТУ

  • Preview

    Всё успеть: методики управления временем

  • Preview qz58c2fsygc

    Через тернии к звездам

Последние новости

1 декабря боремся со СПИДом!

далее...

Для чего пишут социальные проекты?

Социальный проект является одним из видов и способов развития современного общества, который представляет собой определенную цепочку мероприятий, акций, после осуществления которой достигается решение задач, значимых для общества.

далее...

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ДЫХАНИЕ АКТЕРА

далее...

А почему бы и да!?

далее...

Про сравнение себя с другими и его последствия

далее...