Индивидуальные достижения обучающихся в системе дополнительного образования детей

Основная идея обновления общего образования на современном этапе состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Направленность инновационных процессов в системе образования обусловливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются на концепциях и стратегиях, преобладающих в тех или иных образовательных системах. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью учащегося или педагога получить информацию о том, соответствует качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям образовательной программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки.

Анализ теории и практики образовательных учреждений свидетельствует о наличии двух основных тенденций, в русле которых в настоящее время рассматривается вопрос об изменении системы оценивания учащихся: а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения; б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе.

В то же время в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к определению критерия качества и результативности обучения учащихся.

Критерием результативности, по мнению А.Я. Журкиной, выступает отношение ученика к избранному виду деятельности. На этом основании она выделяет такие уровни результативности обучения воспитанников, как развлечение, потребление, творчество. Критерием качества и результативности обучения учащихся в системе дополнительного образования О.Е. Лебедев предлагает рассматривать три уровня образованности и выделяет следующие: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.

Показателем результативности обучения детей, по мнению И.В. Калиш, является успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; профессиональная ранняя ориентация. Под качеством образования воспитанника Е.В. Титова понимает деятельность учащихся, которая обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).

Одним из критериев оценки качества обучения воспитанников рассматривается модель выпускника учреждения дополнительного образования (А.В. Берсенева, А.И. Щетинская и др.). Данная модель выглядит следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни.

Обобщение позиции ученых (С.В. Астраханцева, А.В. Берсенева, А.Я. Журкина, И.В. Калиш, С.М. Кодолов, О.Е. Лебедев, Е.В. Титова, А.И. Щетинская и др.) позволяет отметить, что в дополнительном образовании детей  личностные достижения воспитанника могут рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.

Личностные достижения учащегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности,  которые возникают  в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности. Соответственно, структура личностных достижений воспитанника учреждения дополнительного образования может быть представлена следующими компонентами:

мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
операциональным (умения, навыки);
эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Особенностью обучения учащихся в учреждении дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Поэтому и технологии оценивания индивидуальных достижений учащихся должны быть ориентированы не на репродукцию воспитанником информации, а на созданный им самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность. Традиционными примерами такого продукта в системе дополнительного образования детей являются различные учебные проекты: исследовательские, этнографические, дизайнерские, социальные, художественные и т.п.

 Это делает возможным реализацию в системе дополнительного образования наиболее актуальных современных образовательных тенденций:

- концентрацию на учащемся, который в полной мере становится субъектом образовательного процесса;
- практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, связь с современными контекстами;
- проектирование предпрофильной образовательной траектории ребёнка в течение ряда лет обучения начиная с младшего и среднего звена;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 
- использование новой формы фиксации и представления учебных достижений уча­щегося, полученных в едином образовательном пространстве.

Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей позволяет выявить нерешенные проблемы: недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности обучения учащихся в учреждении дополнительного образования. Это связано с отсутствием соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов, отсутствие механизмов перехода на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика.

Специалист по работе с молодёжью Коломийчук И.А.

26 июля, 2016

Другие новости.

  • Preview 52vyz9ovphe

    Семейный квест "Тетрис"

  • Preview 6nxrkq5aaas

    Цикл занятий в психологической группе "Построение гармоничных отношений"

  • Preview bd8t7fnvm s

    Выездная школа волонтера

  • Preview                  1

    Рисуй и выигрывай билет на концерт IOWA в Тюмени

    До 31 мая центр "Дзержинец" проводит конкурс творческих работ, приуроченный ко Дню защиты детей.

  • Preview qkh07noeiws

    Весенняя Неделя Добра в Тюмени.

  • Preview img 20161014 144802

    Основы рисования масляной пастелью

Последние новости

Анкетирование

далее...

Умей благодарить!

далее...

Соблюдайте правила нахождения на ледовых объектах!

далее...

Как предотвратить обморожение

далее...

Стрессоустойчивость: несколько советов по развитию

далее...