Факторы, способствующие укреплению семейных отношений

Данный материал будет полезен как для использования в беседе с подростками, так и с парами уже вступившими в брак и с теми, кто только планирует вступить в брачные отношения. Для подростковой аудитории и пар планирующих вступить в брак, данная информация будет полезна как пособие для построения более гармоничных будущих семейных отношений. Для пар, уже состоящих в браке и имеющих опыт семейной жизни этот материал может быть полезен, чтобы обратить внимание и, если в этом есть необходимость, начать работать над теми аспектами взаимоотношений, которые недостаточно благополучны.

Построение семейных отношений и закладывание фундамента крепкой семьи начинается еще до вступления в супругов в официальный брак. Важен момент выбора партнера:  сходство в образовании, социаль­ном положении, во взглядах на большинство основных жизненных вопросов, одинаковая физическая привлекательность партнеров, раз­деляемые интересы и виды активности, сходные сексуальные потреб­ности, а также личностные особенности, в числе которых: способность создавать и принимать душевную близость, способность к хорошей адаптации, эмоциональная стабильность и многие другие. – являются важными факторами при формировании крепких семейных отношений.

Предбрачное ухаживание - это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столе­тии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек. Специалисты выделяют три важней­шие функции этого периода, которые соответственно отражают три ос­новные и хронологически относительно последовательные этапа на­чала семейной жизни.

1. На протяжении всего ухаживания происходит накопление со­вместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный по­тенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из кото­рого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского со­юза.

2.  Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка при­нятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несосто­ятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избран­ника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчез­нут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных се­мей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучше­ние соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению специалистов в сфере построения семейных отношений, следует обратить внимание на:

особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), ко­торые кажутся ему естественными;
способность возможного избранника к преодолению неизбеж­ных в браке препятствий;
подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготов­ленности).

Главное на этапе узнавания — проверка своих чувств и чувств дру­гого, а также оценка возможной совместимости. Для определения воз­можной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных пред­ставлений, идущих от  прасемьи).

Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг дру­га, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3.  Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания — это проектирование семейной жизни: определе­ние материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

В настоящее время обычно выделяют следующие семейные укла­ды: традиционная патри- и матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером являет­ся муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным — жена. В неоматриархальной — наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» — своеобразное моде­лирование всей реальности семейных отношений до их официально­го юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению специалистов, «предбрачный эксперимент» может помочь в опреде­лениифункционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуаль­ной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексу­альной совместимости. Для достиженияинтимно-личностного соот­ветствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин поз­же, чем у мужчин: часто к 26−28 годам. Начало сексуальных отноше­ний до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вы­нужденным бракам».

Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» гово­рит о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать на себя серьезные обязательства. В то же время последствия обыч­но не заставляют себя ждать: большинство беременностей у нерожав­ших женщин происходит вне брака — 61,7% от всех зачатий, причем в 16−17 лет — 95,6%, в 25−29 лет — 54,9%.

Понятие «способность к браку», предполагает такие слагаемые:

способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;
способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное еди­нение;
способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распреде­ления;
высокая этическая культура, предполагающая умение быть тер­пимым и снисходительным, великодушным и добрым, прини­мать другого человека со всеми его странностями и недостатка­ми, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, являются показателя­ми умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Литература                                       

Гаспарян В. А. Молодость. Любовь. Семья. Социологические проблемы. СПб.: Сова,1996.

Гаспарян В. А. Семья на пороге XXI века (социологически^ проблемы). СПб.: Петропо­лис, 1999.

Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. Демографический ежегодник России. М., 1999. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ро­левые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Шнайдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. Апрель Пресс. ЭКСМО-Пресс,2000.

Главный специалист по работе с молодёжью Горбунова Н.В.

26 августа, 2016

Другие новости.

  • Preview logo ofitsialnyiy logotip

    В Тюмени прошёл общегородской Совет лидеров направлений РДШ

  • Preview kobu agency 7okkfhxrxnw unsplash

    Результаты теста по социальному проектированию

  • Preview 20150929 163511

    Почему принц спасает принцессу

  • Preview

    «От героев былых времён Не осталось порой имён…»

  • Preview 20160601 111906 resized  1

    "Летний калейдоскоп" начинается!

  • Preview img 3518

    «Урок Дружбы-2»

Последние новости

Квартирник «Осеннее вдохновение»

далее...

Ура, свершилось!!!

далее...

"Береги себя и соблюдай правила дорожного движения"

далее...

Школа юного блогера

далее...

Как посмотреть кино вместе, даже если вы на расстоянии?!

далее...