Детско-родительское взаимодействие как детерминирующий фактор успешного психологического развития и социализации ребенка

Феномен детско-родительских отношений является сложным социально-психологическим явлением, которое следует рассматривать в различных контекстах. Отношения между родителями и детьми являются производными от всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребёнка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Детско-родительские отношения − двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития.

Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте.

Огромный вклад в  изучение  детско-родительских отношений, внес А.С.Макаренко, отмечая, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребёнку − родительское отношение; и отношение ребёнка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребёнка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений.

Рассмотрим три основных компонента родительского отношения к ребёнку.

Эмоциональный компонент, включающий в себя все чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребёнку, и эмоции, отражающие оценку ими своей родительской позиции.

Когнитивный компонент, определяющий знания, представления родителя о своём ребёнке и о себе, как о носителе социальной роли родителя.

Поведенческий компонент заключается в реализации определённого способа взаимодействия с ребёнком.

Для рассмотрения психологических особенностей родительского отношения часто используются понятия «стиль семейного воспитания».

Стиль семейного воспитания - это отношение родителей к ребёнку, особенности контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

В психологии рассматривается несколько классификаций стилей семейного воспитания. Причём, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребёнка и уровнем контроля.

Установлено, что на выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: генетические особенности ребёнка и родителей, и их совместимость; традиции, на которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень; нравственные устои семьи.

По мнению Р.В.Овчаровой, стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Он является своеобразной квинтэссенцией основных структурных компонентов родительства − ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности.

 

Стиль родительского отношения, ведущий к гармоничному развитию ребенка, формируется благодаря таким чертам личности как стремление к самоактуализации, эмпатия, искренность и доброжелательность в отношениях, способность брать на себя ответственность, склонность к рефлексии и т.п. В отличие от этого, повышенная тревожность, склонность к самообвинению, сниженная самооценка, экстернальный контроль, безответственность и тому подобные черты являются основой для формирования стиля семейного воспитания, способствующего дисгармоничному развитию личности ребенка.

Психологи Горбунова Н. В., Колотовкина О. А.

26 декабря, 2016

Другие новости.

  • Preview sam 2507

    Тюменское рыбоводное предприятие устроило «день открытых дверей» для ребят центра «Дзержинец»

  • Preview dobrovolec rus vertical

    «Школа Волонтера»

  • Preview e9olc5rpejk

    «О деятельности отдела по работе с молодой семьей МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» города Тюмени»

  • Preview g0tg h3kkc8

    Новогодняя встреча зооволонтёров

  • Preview kartinka dlya sp

    Педагогические возможности в урегулировании конфликтов

    Семинар для работников учреждений сферы дополнительного образования

  • Preview ehmblema rdsh

    Выездной Интенсив для лидеров РДШ Тюмени

Последние новости

Мы рядом, мы вместе!

далее...

Самоповреждения у подростков: зачем они себе вредят?

далее...

Психологическая почта продолжает свою работу!

далее...

Театр танца "Красная Башня".

далее...

Фестиваль национальных игр «Единство нации»

Проект «Фестиваль национальных игр «Единство Нации» стал победителем фонда президентских грантов 2020г.

далее...