Работа психолога с травмой

Психологическая травма – это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.

- по интенсивности психотравмирующие воздействия делятся на «массированные» («катастрофические»), внезапные и острые, приводящие к резкому подавлению адаптационных возможностей человека;
- по социально-значимым последствиям — на узконаправленные и многопланового действия, при которых страдают параметры социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п.);
- по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям.

Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости и психологической устойчивости.

Специфика позиции психолога при работе с травмой

•        Спокойствие, устойчивость, доступность, предсказуемость

•        Безусловное принятие, доверие к способности человека к самовосстановлению, поддержка осознанности

•        Настойчивость в выделении отдельных микроэпизодов ситуации, которые требуют «развертывания незавершенных действий»

•        Прямая поддержка активности клиента. Не поддерживать попытки клиента «взять на себя ответственность  по типу « я сам виноват, что».

•        Избегать длинных «экскурсий в ранний детский опыт в поиске глубинных причин травмы». Избегать «обучающих предписаний» по типу: «зато ты теперь научился выдерживать трудности!».

•        Сначала завершить реабилитацию, и  только потом обучение новому эффективному поведению на своих и чужих ошибках.

Концепция «незавершенных действий» и травма

•        С точки зрения многих авторов эффект «блокировки чувтсв» и последующие симптомы в эмоциональной или физической регуляции есть  проявление эффекта «незавершенных действий»

•        Эффект Зейгарник состоит в  том, что остановленное  и не нашедшее завершения  действие, импульс проявления чувства или попытка действия, создают ситуацию напряжения, напряжение может сохраняться годами, и активизироваться при ассоциативно подходящих ситуациях. Это напряжение мешает актуальной творческой активности

•        Единственный способ психологической работы с «незавершенным действием» это создание игровой ситуации,  в которой в игре или в символической форме  «идентифицировать и завершить»  процесс

Позиция психолога и «шоковая травма»

•        Психолог понимается клиентом как «часть общества», и открытость терапевта контакту целительна;

•        Психолог готов встречаться с эмоциями стыда и вины, которые связывают клиента и его окружение;

•        Психолог занимает простую и ясную позицию в отношении события, в котором произошла травма. Травмирующее событие это случившееся с клиентом эпизод жизни, спровоцированный ВНЕШНИМ источником. Психолог избегает обвинения клиента («ты сам виноват, что это произошло» или придания символического смысла «значит, тебе это было для чего-то надо, попасть в  такую ситуацию!»)

Психологи Горбунова Н.В., Колотовкина О.А.

27 января, 2017

Другие новости.

  • Preview        2016           2

    Освоение новых методик и материалов в студии «Яркий мир»

  • Preview 1498556535 wallhaven 137250

    Как младенцы справляются с фрустрацией (о раннем опыте преодоления трудностей)

  • Preview xptxzfan 14

    Победа одна и на всех

  • Preview eds8ijkmdq0

    Ранняя психологическая травматизация

  • Preview 1

    Волонтеры, спортсмены, школьники, студенты прибрали парк Затюменский!

  • Preview 12345

    Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Последние новости

Для любящих и мудрых родителей …

далее...

Турнир по мини-футболу, посвященный Дню Азербайджанской Республики.

далее...

Итоги Федеральной программы по переходу Тюменской области на ЦЭТВ

далее...

Банк времени, попробуй!

далее...

Мы вместе!

далее...