Четвертый год специалисты ЦВР «Дзержинец» проводят тренинги и профилактические мероприятия на базе детского отделения ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер»

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизации, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением.

Нарушение прав ребенка, отсутствие должного ухода, пренебрежение его интересами, потребностями, равнодушие и эгоизм со стороны родителей и других взрослых создают реальную угрозу его психофизическому здоровью и личностному развитию. На такое отношение ребенок чаще всего отвечает девиантным поведением.

 Говоря о системе помощи детям и подросткам группы риска, мы должны помнить, что они в большей степени нуждаются во внимании и заботе со стороны психологов и педагогов. Они должны являться не объектом репрессивного воздействия, а субъектом реабилитации.

Опасность употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте заключается в том, что у несовершеннолетних катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, они начинают вести маргинальный образ жизни, втягиваются в криминогенную среду.

Как правило, специализированная помощь несовершеннолетним с различными формами злоупотребления и зависимости от ПАВ ограничивается краткосрочным лечением острых расстройств, и конечно наблюдаются срывы и рецидивы заболевания. Зная, что существует медицинское и социальное направление реабилитации, которым в силу должностных обязанностей занимаются специалисты детского отделения ГБУЗ ТО «ОНД», нас интересует психолого – педагогический аспект данной деятельности. Основная цель мероприятий, проводимых специалистом МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» города Тюмени с несовершеннолетними, находящимися в стационаре наркологического диспансера, –  коррекция их личности и помощь в развитии необходимых жизненных навыков, личностных ресурсов, предоставление адресной и достоверной информации. Уже четвертый год реализуется план межведомственного взаимодействия центра «Дзержинец» и детского отделения «ОНД».

Дети, относящиеся к группе риска, могут вырасти вполне благополучными и счастливыми людьми, если им встретится человек или люди, которые помогут иначе взглянуть на мир, усвоить стереотипы нормального общения между людьми. Это могут быть другие родственники, соседи, учитель, тренер и т.д. Однако эффективнее, не надеясь на случай, терпеливо, профессионально и последовательно оказывать детям специальную системную психолого-педагогическую помощь. При этом мы учитываем ряд требований или правил.

 Возрастной целесообразности, проявляющееся в том, что в настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.
Доверительности взаимодействия, смысл которого в установлении доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел. Контакт между взрослым и ребенком похож на мост. Этот мост нужно построить, не смотря на стену, которую пытается выстроить подросток. Уровень открытости ребенка напрямую связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь не возможна. Подросток будет молчать, лгать или хамить, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность.
Субъективности взаимодействия, суть которого в том, что подросток должен быть не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно – для этого нужно его желание. Главное, чего необходимо добиться при изменении девиантного поведения, - сделать  ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений, получить согласие на дальнейшее сотрудничество.
Позитивности взаимодействия, во-первых, учитывая интересы, права и возможности подростка, необходимо формулировать позитивную цель (не бросить курить и пить, а ценить свое тело и здоровье; не перестать опаздывать, а вовремя приходить в школу); во-вторых, в профилактической работе опираться на положительные качества и ресурсы, выявить достоинства ребенка.

Для того, чтобы происходило конструктивное взаимодействие специалиста с подростками ему необходимо знать, на чем строится поведение подростков. Нарушая дисциплину, подросток может и не осознавать, что за этим стоит одна из четырех ниже приведенных целей:

Привлечение внимания – некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы привлечь особое внимание взрослого. Демонстративность – основа многих выходок. Дети хотят взаимодействовать со взрослым, но не знают как это делать в позитивной манере. Корректировать это можно разными способами: полностью игнорировать, установить контакт глаз, физически приблизиться, задать прямой вопрос, изменить деятельность.
Власть – подростки ведут себя демонстративно, желая быть главными, они разрушают установленный взрослым порядок, с целью завладеть руководящей должностью. Понимая мотив поступков ребенка, взрослый должен дать ему возможность проявить себя на занятии, реализовать лидерские задатки.
Месть – для некоторых детей их целью становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, сверстникам или всему миру. Они просто пытаются переместить внимание со своих травмирующих чувств на внешние события и действия. Есть два принципа поведения взрослого, которые приводят к уменьшению количества мстительных выходок:1.строить отношения так, чтобы дети чувствовали, что вы о них заботитесь; 2.научить детей нормальными способами выражать свою душевную боль и внутренние конфликты
Избегание неудачи – ребенок ведет себя неадекватно, потому что боится поражения, неудачи, опыт которой был. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям окружающих, и как следствие полная пассивность.

Социально-психологический тренинг является одной из эффективных форм групповой работы. Целью тренинговой работы с зависимыми подростками может быть коррекция саморазрушающих форм поведения и содействие в преодолении социально-психологических возрастных трудностей.

В работе с детьми группы риска наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психолого-педагогического воздействия:

Сказкотерапия;
Арттерапия (музыка, танец, акварель и т.д.);
Психогимнастика;
Ролевые игры;
Беседа;
Групповая дискуссия;
Мозговой штурм;
Видеолекторий;
Телесные психотехники.

Общение в тренинге позволяет снизить психологическую напряженность у подростков, нормализовать эмоциональное состояние, освоить новые способы поведения, установить комфортный психологический микроклимат в группе, что будет способствовать адаптации и самореализации подростка. Предполагается снижение агрессивности и конфликтности, уменьшение страхов.

              Само слово «подросток» говорит о том, что они еще в пути, они растут и переживают, иногда очень мучительно, все болезни роста. Нас тревожит непредсказуемость этого возраста. Термины «группа риска», «трудный возраст», «конфликтный период» придуманы взрослыми.  А дети в этом возрасте живут, ежедневно открывая для себя что-то новое, набивая себе шишки, ожесточенно сопротивляясь нашей опеке и отчаянно нуждаясь в нашей заботе. Работать с подростками трудно, а с трудными еще труднее. И дело не только в неустойчивой психике, постоянно меняющихся интересах и потребностях, но еще и в том, что главная жизненная ценность для этого возраста – общение, а далеко не каждый взрослый, облеченный педагогическими полномочиями, способен общаться так, чтобы подросток чувствовал себя спокойно и естественно.

Вся жизнь подростка – сплошное доказательство себе и другим, что он готов быть взрослым. Торопясь собрать и предъявить эти аргументы, он способен отыскать в своем жизненном пространстве множество испытаний, выбрать для проявления себя  опасные, экстремальные ситуации. Наша задача обустроить пространство испытаний так, чтобы они были максимально безопасны для жизни и души.

Утверждение того, что нужна серьезная работа с «группой риска», а тем более с несовершеннолетними, имеющими аддикции, необходима для того, чтобы снизить риск и для самого подростка и для общества, не требует доказательств.

Прокопенко Г.В.

23 марта, 2017

Другие новости.

  • Preview nllyppzqfym

    Профилактика правонарушений в летний период

  • Preview

    Анализ по преступности за 2016 год

  • Preview quhaqh3k xu

    Тюменским родителям провели ликбез по дисграфии

  • Preview 2ncbotktink

    На базе МАУ ДО "ЦВР"Дзержинец" города Тюмени был проведён социологический опрос в рамках Дня молодого избирателя.

  • Preview semeyniy dosug

    Факторы, способствующие укреплению семейных отношений

  • Preview 2

    Ура! Каникулы!

Последние новости

Привлечение ресурсов на реализацию социального проекта

далее...

Всероссийская акция Сообщи, где торгуют смертью"

далее...

«Октябрьский ветер» в Башне

далее...

Профилактические мероприятия

далее...

Развитие мелкой моторики ребенка. Пальчиковая гимнастика.

далее...