Развитие речи у детей дошкольного возраста

Первые детские слова - это всегда радость для родителей. С возрастом первые слова складываются в предложения и вот уже малыш болтает без умолку.

В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать окружающий мир. В пять-шесть лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу, где недостатки в речи могут сказаться на успеваемости.

 Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому важное значение имеет правильное и чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка языку, так как письменная речь формируется на основе устной.

Родительский пример играет важную в развитии речи ребенка, так как дети обучаются говорить подражая тем, кто их окружает.

Необходимо учитывать, что недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. В этом случае необходима консультация специалиста.

Основные задачи развития речи дошкольников:

          - коррекция и предупреждение неправильного произношения;

          - воспитание грамотной речи;

          - пополнение активного словаря ребенка;

          - подготовка к учебе в школе;

     -развитие фонематического (различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного) слуха и слухового внимания.

         Развивать необходимые навыки можно самостоятельно, используя специальные игровые упражнения, которые помогут  сформировать выразительность, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность речи Вашего ребёнка.

         Приведём некоторые примеры таких упражнений для детей от трёх до семи лет.

Игровые упражнения для детей от трёх до четырех лет

В данном возрасте основное внимание необходимо уделить правильному произношению звуков, развитию артикуляционного аппарата.

Игровое упражнение на произношение шипящих:

 Данное упражнение рекомендуется объединить по темам, для этого можно использовать во время занятий с ребёнком наглядный материал.Рассмотрим упражнение на примере использования картинки на тему «Еж и ежата». Используя изображение, произнесите вместе с ребёнком звуки:

  жа-жа – мы посмотрим на ежа

 жу-жу – дадим листик мы ежу

 жи-жи – шишки на спине несут ежи и т.д.

Произнося фразы и слова и обращая внимание на определенный звук, ребенок научится разделять понятия – звук и слово.

Игровое упражнение «Чей голос или звук?»:

Одним из приемов во время занятий может быть подражание музыкальным инструментам или голосам животных.Например, малышу дают колокольчик и говорят : «Колокольчик «динь-динь». Аналогичные сравнения: корова «му-му», собака «гав-гав», цыпленок «пи-пи», утенок «кря-кря».

Игровое упражнение «Угадай»:

Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям. Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну (например: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку...) и предложите отгадать игрушку по описанию.

Игровые упражнения и игры для детей пяти лет

         В возрасте пяти лет больше внимания необходимо уделять различению составляющих слова – звукам. Ребенок учится определять на слух, присутствует ли в слове заданный звук, учиться различать близкие и различные слова по звучанию. Все это способствует развитию речи.

Игровое упражнение «Первый звук»:

Ребенку предлагают выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун.

При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Необходимо объяснить малышу, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Игровое упражнение «Кто заблудился?»:

  Данное упражнение направлено на то, чтобы вырабатывать навык у ребенка образовывать однокоренные слова и находить синонимы к словам, а также на развитие умения рассуждать.

Предположите ребёнку сюжетную ситуацию, например: В лесу потерялся зайчик. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный? Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить? Ребенку нужно подсказать возможное описание зайца.

Игровые упражнения для детей шести-семи лет

У детей предшкольного возраста полезно совершенствовать речевой слух, закреплять навыки правильной и четкой речи. Для этого на занятиях используют скороговорки, стихи, которые помогают вырабатывать дикцию, управлять силой голоса, его темпом.

Игровое упражнение «Слоги и звуки»:

Слова произносятся по слогам, взрослый помогает ребёнку определять их количество в словах, например:

жук, мак – слова из одного слога

за-бор, цап-ля – слова из двух слогов

Далее ребенка просят назвать несколько слов, начинающихся с одного звука, например:

«ш» - шапка, шахматы

«ж» - жук, жаба

Таким образом, в процессе происходит обучение различать твердость и мягкость звуков.

Важно помнить, что внимание к развитию речи и регулярные занятия – вклад в будущее Вашего ребёнка.

17 декабря, 2015

Другие новости.

  • Preview

    Он-лайн экскурсии по родному краю

  • Preview 1

    Они просто другие.

  • Preview

    Путь к своей профессии лежит через познание себя

  • Preview hqv83yvqp s

    Новый сезон проекта «Твое время» для подростков «Дзержинца» объявлен открытым

  • Preview 5qp1wjmybou

    Подростки ЦВР «Дзержинец» генерируют идеи на авторских студиях

  • Preview 851d7741704e8a28906f5cbe5f4fa889

    Волонтеры отряда "Сердце на ладони" организовали мероприятие для "Солнечных детей" в Международный день человека с синдромом Дауна

Последние новости

Анкетирование

далее...

Благо творю: добрые подарки для ребят «Дзержинца»

далее...

Перерыв на кино

далее...

Тюменский муниципальный штаб РДШ приглашает школьников принять участие в медийном проекте

Проект «Контент на коленках» является всероссийским проектом Российского движения школьников. Школьники из Тюмени, которые старше 11 лет, но еще не исполнилось 18, также могут принять участие.

далее...

Фестиваль "Земля легенд"

далее...