О нарциссическом типе личности: ребёнок-нарцисс

Фрейд выделял первичный и вторичный нарциссизм, где первичный нарциссизм - это естественная стадия развития в раннем младенчестве, когда жизнь ребёнка сфокусирована исключительно вокруг собственных потребностей. Естественным и здоровым развитием Фрейд считал переход от первичного нарциссизма к объектным отношениям (условно: способность любить других) - так называемый здоровый нарциссизм.  
Вторичный же нарциссизм Фрейд считал регрессивным, психической защитой от внешних проблем или психологических травм. Направленное на объект либидо разворачивается на 180 градусов и вновь направляется на себя. Такой нарциссизм еще называют патологическим.  

Первый год жизни и первая стадия формирования нарциссизма.

Естественным образом первая стадия приходится на первый год жизни. Либидо ребенка, как истинного нарцисса, обращено полностью на себя. Даже в другом младенец видит самого себя. Родители (первично - мать) являются для ребенка его собственным отражением. 
Если младенец окружен родительской заботой, теплотой, отзывчивостью, то он ощущает себя единственным и неповторимым. Он центр собственного мира, который отражается в добройлюбящей матери. Когда ребенок чувствует, что его сигналы отзываются заботливой реакцией и пониманием родителей, он ощущает себя защищенным, а собственная вселенная представляется ребенку надежной.  Младенец не умеет говорить, а мама его понимает, словно материализуя мысли ребенка. Это делает малыша уверенным. Такая уверенность помогает ребенку успешно пережить неизбежные неприятности, связанные, например, с краткосрочными эпизодами, когда мать отсутствует. Отзывчивость и забота матери уже с самого рождения ребенка закладывает прочный фундамент здорового нарциссизма, который позволит ребенку бесстрашно смотреть в будущее. 

И наоборот, если родители, главным образом мать, не наполняют малыша своей любовью, уделяют ему мало времени, отстранены, то мир ребенка пуст, полон страха, тревоги и бессилия. Ощущения пустоты, брошенности и ненужности, переданные ему по наследству депрессивной матерью, станут хрупким фундаментом, на котором ребенку будет непросто строить свою будущую жизнь.

 Вторую стадию развития нарциссизма можно отнести к второму году жизни.

На этой стадии ребенок начинает овладевать своим телом, у него все лучше и лучше получается ходить, говорить, контролировать процесс дефекации, манипулировать игрушками, во время еды подносить ложку ко рту. В связи с этим ребенку открывается больше возможностей для новых открытий и для познания мира. Реакция родителей на действия ребёнка крайне важна, ведь именно по ней он может оценить свои действия и следовательно самого себя. 

Позитивная реакция родителей на действия ребенка формирует у него здоровый нарциссизм. Если ребенок видит, что его действия заставляют родителей восхищаться, радоваться и гордиться им, то переживает чувство уверенности в себе. И наоборот, если все попытки ребенка вызвать у родителей радостный одобрение заканчиваются крахом, то ребенок разочаровывается в себе. «Чтобы я не делал, я делаю все плохо. Поэтому мои родители не любят меня... Я плохой», -  делает выводы малыш. Негативная, суровая и/или нейтральная (холодная) реакция родителей на действия ребенка характерна для депрессивных родителей и ранит нарциссизм малыша. Появляется недостаток нарциссизма. 

Третья стадия приходится на третий год жизни ребенка. 

Вполне закономерно, что здоровый нарциссизм имеет свои пределы, за рамками которых мы сталкиваемся с условным нездоровьем. Если родители будут бесконечно «раздувать» нарциссизм своего ребенка, то велика вероятность того, что у него сформируется неадекватное восприятия мира, где в психике ребенка «мир реальный» и «мир идеальный» сольются воедино (переизбыток нарциссизма).
Но,рано или поздно ребенок столкнется с «миром реальным», который будет разительно отличаться от выдуманного им при помощи родителей «мира идеального». Чаще всего ребенок оказывается не готов к этим отличиям, поэтому возникнут проблемы. Нередко нарциссизм ребенка «раздувается» матерями с аналогичной личностной организацией. Сильный и уважаемый матерью отец вносит определенные ограничения во взаимоотношения «мать – ребенок». Фигура отца ограничивает детское иллюзорное притязание единоличного обладания матерью, тем самым  препятствует чрезмерному разрастанию детского нарциссизма. «Мир идеальный» и «мир реальный» отодвигаются друг от друга. К ребенку приходит понимание, что он не центр выдуманного мира, а часть «мира реального».

Четвертая стадия наступает через несколько лет, и если нарциссизм ребенка, благодаря психологически здоровым родителям, развивается верным путем, то к подростковому возрасту «мир реальный» и «мир идеальный» отдаляются друг от друга на комфортное расстояние. Такой подросток готов преодолевать трудности реального мира. В противном случае подросток находится во власти раненого нарциссизма. Он депрессивен, угнетен, мир представляется ему враждебным, а жизнь бесперспективной. «Мир реальный» не приносит удовольствия, и ребенок вынужден защищаться. Поэтому в своей психике он регрессирует до раннего возраста. Собственное тело вновь становится центром вселенной. Оно либо является главным источником наслаждения и гордости, либо, наоборот, главной проблемой как тело, не соответствующее идеалам. «Мое тело = мир. Мое тело идеально = мир мне кажется идеальным» и наоборот. Вот почему так много людей захвачены манией совершенствования своего тела даже после подросткового возраста. 

Взрослый нарцисс концентрируется исключительно на самом себе, превращаясь в «его величество дитя», которому все должны только за сам факт его существования, тогда как самому «младенцу» нет дела до остальных. Либо наоборот – человек  становится гиперчувствительным к критике, концентрируясь на своих ошибках и недостатках, ограничивая тем самым свои возможности для взаимодействия с миром. Озабоченность собой в таком случае принимает форму ненависти к себе, а не любви (по К. Крыжановскому «Стадии формирования патологического нарциссизма»). 

Психологи Колотовкина О.А., Щепина Ю.А.

23 декабря, 2017

Другие новости.

  • Preview                2017 2

    Запущена образовательная программа проекта «Молодежная администрация Тюмени» для молодых активистов города

  • Preview zastavka may22

    А КАКИЕ СТИХИ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО ВЫ ЗНАЕТЕ?

  • Preview image  2

    В Центре «Дзержинец» подвели итоги работы за 2015 год

    В рамках ежегодного подведения итогов работы муниципального учреждения города Тюмени «Центр внешкольной работы «Дзержинец» 11 февраля 2016 года состоялось отчетное собрание за 2015 год .

  • Preview 5

    "Весь мир - театр!"

  • Preview jty7uu5k5x0

    Волонтеры центра «Дзержинец» провели акцию совместно со службой судебных приставов

    -

  • Preview 1

    Осеннее вдохновение

Последние новости

Продолжая побеждать

далее...

Завершая круг

далее...

Учимся любить и заботиться о других

далее...

Стихи, рожденные войной...

далее...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЁНКЕ ИЗ-ЗА ВНЕШНИХ ПРОБЛЕМ?

далее...